Фильм я посмотрела уже некоторое время назад. Он абсолютно шикарен, на мой взгляд, по всем фронтам. Красивый, завершенный. Обзоров на него довольно много, я не буду дублировать. Однако, мне показалась странной реакция на него. Говорили, что он красивый, но бессмысленный, что Дель Торо погнался за визуалом и забыл про сюжет. А красота - это, по-вашему, не смысл, не сюжет?

Хорошо. Что такое "смысл" и "сюжет" с позиции обывателя. Нас со школы учат, что вот в произведении должна быть завязка, развязка, туда-сюда, и автор этим обязательно должен был что-то "сказать". Какую-то мораль. Это не относится ни к красоте, ни к эстетике. Какая мораль у заката? У дерева какая глобальная идея кроме того, что оно дерево? Вот свеча горит, это красиво. Вот кот, он клевый и пушистый, он не несет в себе мораль, он просто спит у батареи.

Человек мыслит не смыслом, сюжетом и моралью, и даже не словами (сюрприз), а мыслеформами. Мыслеформу сложно выразить словами, это нарушит ее целостность. Для этого есть особые изобразительные средства. Вот если у меня депрессия, тлен, печаль и потеря смысла, я говорю про вискарик. Я говорю "вискарик", и все понимают, что это у меня тлен и печаль. Это метафора. Метафора ближе к мыслеформе, чем просто слово. Однако, метафора требует контекста для ее понимания: если вы не знаете меня, вы можете быть не в курсе, что вискарик - это тлен и депрессия.

Так вот призраки - это метафора, о чем неоднократно говорит героиня фильма. Призраки - это метафора всего прошлого. Они у нас у всех есть. Кому-то нужно исполнить моральный долг, или переехать, или вызвать экзорциста, чтобы избавиться от призраков. У кого-то призраки сидят на плечах и мешают им жить. Это все призраки. Умирать им для этого не обязательно. Это все метафора.

Что-то привязывает души умерших к месту. Как это происходит со всеми нами. Для некоторых - это клочок земли, на котором однажды пролилась их кровь, совершилось убийство. Но есть и другие. Их удерживают чувства. Желание, потеря, месть или любовь. Эти призраки не исчезнут никогда.