Алькванар
Это не люди выбирают Огонь, а Огонь выбирает людей. [C]
Шаманские Парадоксы.
---------------------------------------
Шаманизм для чайников.
Или, что нам делать с бубном.

Во первых, и это, пожалуй - самое важное,
в вопросах шаманизма не стоит что-либо
утверждать со 100% уверенностью.
Такое дело, что в этой теме очень много самых
разных мнений по всем ключевым вопросам.
И, как это ни парадоксально, почти все из них - верны.

Дело в том, что шаманизм - это очень личная субстанция.
Буквально, сколько шаманов - столько и шаманизмов.
Или, если точнее, сколько шаманских традиций.
Традиций, действительно, много, и, часто,
в них может входить один, или несколько, человек.
Например, сам шаман, его предшественник, и его ученик.
Вот и все носители этой традиции.
Массовых шаманских традиций, как, к примеру,
бурятская традиция, очень мало.
Обычно, шаманизм конкретного шамана строится эмпирически,
с позиций личной интуиции и ощущений.
Шаман сам строит свою Внутреннюю Вселенную,
куда он "ходит", чтобы получить ответы на те,
или иные, вопросы, и чтобы пообщаться с духами,
и ставить им задачи.
На сколько это научный подход - вопрос спорный,
но, если опереться на теорию множественности миров,
то ни каких противоречий нет.
Шаман живёт в двух мирах: в нашей, с вами, реальности,
в этом материальном мире, и в своей собственной,
можно сказать - виртуальной, вселенной,
основные законы и мироустройство которой могут,
в корне, отличаться от аналогичных нашего мира.
И, как основной вывод - всё, что утверждает конкретный шаман,
относительно своих шаманских реалий и традиций,
верно только для него, или для последователей именно этой
шаманской школы, с устоявшимися традициями и понятиями.
У шамана в соседнем стойбище всё может быть по другому,
хоть диаметрально противоположно.
Но, при этом, не смотря на непримиримые противоречия,
оба будут, по своему, правы. В общем,
________________________________
сколько шаманов - столько вселенных,
----------------------------------------------------------
и столько же - возможных правил.
Надеюсь Вы поняли, о чём это я.
Кароч, вот, типо, есть вот такая шаманская концепция.
Если Вам она не нравится - постройте
свою собственную, и она будет ни чуть не хуже.

Но, всё, сказанное выше - касается,
именно, метафизических материй.
А есть ещё и физические.
Здесь - совсем всё по другому, т.к.,
законы физики в нашей реальности неизменны.
Это касается материальных предметов,
к которым относится и бубен.
Построение правильного бубна опирается
не на мистику с метафизикой, а на физические
принципы взаимодействия материальных тел.
Это, в свою очередь, позволяет описать
конкретные качественные требования к бубну,
и описать задачи, которые бубен позволяет решать.
У правильного бубна должен быть мощный,
и насыщенный обертонами, звук.
Сопсно, мощная ритмическая пульсация в широком диапазоне,
насыщенного разнообразными гармониками,
и помогает человеческому сознанию перейти
в изменённое состояние "шаманского путешествия".
Звук бубна, его мощность и насыщенность,
особенно важен для шаманов -новичков,
или опытных, но слабых, шаманов.
Для них, это именно средство, транспортное средство,
достижения иного мира.
Без бубна переход становится очень трудным,
или, вообще не возможным.

И тут нас поджидает следующий шаманский парадокс:
__________________________________
Чем больше шаман, тем меньше бубен.
----------------------------------------------------------
Сопсно, бубен нужен, как действенное средство,
именно слабым шаманам. Сильные и опытные,
"продвинутые", шаманы в правильном, мощном,
бубне не нуждаются. У них уже совсем другие
критерии его качества и принципы использования.
Для продвинутого шамана, бубен - всего лишь, фетиш.
Его назначение - символическое участие в обряде перехода.
В принципе, в этом случае, шаман может
"назначить" бубном крышку от сковородки,
или консервную банку, или,
просто нарисовать его на дощечке.
Всё дело в том, что некоторые продвинутые шаманы
живут сразу в двух мирах постоянно,
грубо говоря, они всё время в "он-лайн".
А некоторые - выходят в он-лайн с одного клика.
Всё это - благодаря тренированности и пластичности психики.
Им уже не нужно, для перехода,
долго и настойчиво "раскачивать" свою психику
пульсацией бубна, достаточно просто желания
и привычных состояния и ситуации,
которые обеспечивает обряд.
В этом случае, участие бубна в обряде - символическое.
И, соответственно, в его построении уже
используются не физические качества,
а метафизические, символические.

Именно в этом месте и кроется
____________________
Ловушка для неофитов:
------------------------------------
Вьюношь, глядя на крутого шамана,
с навороченным бубном, в облачении,
и с кучей прибамбасов, думает, что,
если он заведёт себе подобное,
то тоже запросто станет шаманом.
И строит свои артефакты, по принципу,
чем круче - тем лучше.
Часто, изрядно перегибая палку,
делая крутость и навороченность самоцелью.
В корне, не верный подход, приводящий совсем не туда.
В результате, в лучшем случае,
мы получаем не шаманское путешествие, а ауто-тренинг,
во время которого неофит убеждает себя, что он - шаман,
и что он общается с духами,
а в худшем - просто ряженного клоуна,
который сознательно врёт окружающим,
пытаясь убедить их, что он - шаман.
Понятно, что, когда отбор или изготовление артефактов
происходит в подобном ключе, ни кто не задумывается
о физических качествах бубна.
Главное, чтобы выглядело круто.
Всякие картинки на мембране, без осознания их смысла,
рогатый обод, потому что круто смотрится,
навороченная крестовина, с кучей амулетов,
о назначении которых, порой, и не догадывается.
При этом, бубен может быть собран из самого отстойного
материала, и самыми кривыми руками.
И со звуком коробки от ботинок, набитой газетами.
К тому же, такие артефакты обычно очень
тяжёлые и неудобные в обращении,
что тоже не способствует главной задаче -
переходу в Изменённое Состояние.
В общем, такой персонаж - лох сладкий,
и таких, как это ни печально, - много.
Традиционно, подобная публика
является пастбищем для жуликов и пройдох всех мастей.
Всяческие, непрерывно выступающие шаманские гуру,
торговцы сувенирными амулетами и бубнами,
руководители массовых шаманских семинаров ни о чём.
они, как раз, и педалируют постулат, что,
если вы будете владеть самыми волшебными
артефактами, знать самые сильные заклинания,
одеваться в самые дорогие наряды, то,несомненно,
быстро станете самым Настоящим Шаманом.

Вот здесь мы приходим к очередному парадоксу:
______________________________________________
Чтобы воспользоваться Волшебным Артефактом,
необходимо быть продвинутым и опытным шаманом,
Но парадокс в том, что продвинутым шаманам
артефакты не нужны, они и так справляются,
а неофиты не смогут им воспользоваться,
потому что, ещё не шаманы.
-------------------------------------------------------------------------

В общем, кто не хочет выглядеть ряженым придурком,
тот не клюёт на пёстрое и крутое,
а идёт учиться к нормальному шаману,
который, обычно, тоже выглядит не слишком ярко и пафосно.
Или учится сам, прицельно отсекая всё крутое и навороченное.

Про правильный бубен.
--------------------------------------
Критерии отбора или создания.

В этом вопросе, всё очень просто:
конструкция бубна должна стремиться
к идеальной резонансной системе.

1. обод бубна должен быть прочный и упругий.
материал - на усмотрение той или иной Традиции,
но предпочтительнее - из массива древесины
твёрдых и гибких пород.
Клён, к примеру - идеальный материал.
Фанера, или оргалит - отстой.

2. Сборка обода должна быть монолитной,
т.е., клееной, на качественный клей для дерева.
при чём, упругость и прочность высохшего клея
должна соответствовать параметрам древесины.
Ни каких шурупов, гвоздей, штифтов,
или проволочных связок.
так же, не стоит применять стекловидные клея,
например, эпоксидную смолу.

3. мембрана бубна должна быть из
качественной козлиной кожи,
образовывать ровную плоскость,
иметь сильную натяжку ещё при сборке.
Искажение формы бубна,
при некачественном, слабом, ободе,
приводит к уменьшению отдачи мембраны.
Грубо говоря, бубен с кривым, не прочным, ободом,
и с плохо натянутой мембраной, эквивалентен, по
отдаче, нормальному бубну значительно
меньших размеров.

4. поверхность обода должна быть гладко отшлифована
и покрыта водозащитным составом, например, лаком.
Рабочая кромка обода должна быть полукруглая,
в разрезе, чтобы кожа её плотно облегала,
без образования заломов и острых граней.

5. Выступы на ободе, и прочие архитектурные излишества,
оправданны только в том случае, если этого требует
определённая шаманская концепция.
то же касается и рисунков на мембране, и различных
подвесов, и усложнённой конструкции
крестовины и колотушки.

6. Следует избегать бубнов, собранных с применением,
для натяжки мембраны, гвоздей и степлерных скоб,
или с мембраной, пришитой к ободу нитками.
то же касается и жёстко укреплённой в ободе,
деревянной крестовины, которая гасит вибрации
мембраны, связывая вибрацию с массой человека.
Бубен представляет собой систему баланса между
крепким ободом бубна, с одной стороны,
и мембраны и крестовины,
связанных в одно целое - с другой.

7. рукоятка бубна и колотушка должны быть удобными
при использовании, чтобы не отвлекать от процесса.
деревянная крестовина должна быть привязана
растяжкой из кожаных шнуров.
______________________________________________________

Рекомендации по технике и звукоизвлечению:

тут тоже всё просто.
Следует принять положение, которое максимально удобно,
и не отвлекает.
бубен и колотушка должны соответствовать по весу и размеру,
и удобно лежать в руках.
Тело должно быть активным, но не напряжённым.
В общем, поищите положение,
когда бубен и колотушка не напрягают, и не отвлекают.

Попробуйте начать бить ровный ритм,
без каких-либо ритмических фигур.
найдите наиболее удобную частоту ударов,
и место на мембране, куда бить удобнее и приятнее.
Чем меньше движений вы совершаете поначалу - тем лучше.
Для начала достаточно лёгких движений кистью,
как бы, легко бросая колотушку на мембрану, и ловя отскок.
Следует добиться полной автоматичности этих движений,
чтобы не приходилось пульсацию контролировать сознанием.
Если получится пульсировать, без остановки и отдыха,
хотя бы, полчаса, при этом, не контролируя каждый удар,
значит, дело пошло.
Если же взмокли через 5 минут, и руки отваливаются,
то дело зашло явно не туда.

18.Колотушка.
Создание колотушки - отдельная тема,
глубоко копать сейчас не стану.
Форм, конструкций и размеров колотушек очень много,
значительно больше, чем конструкций бубнов.
Обычно, шаман подбирает колотушку под себя,
в соответствии со своими представлениями.
Но - это опытный шаман.
Для шамана начинающего, навороченность вредна.
Важно, чтобы колотушка была удобна,
и проста в обращении.

За основу берётся простая палочка, прямая и круглая.
Можно взять за основу барабанную палочку, б/у,
Или, с отломанным кончиком.
Такого добра, на каждой реобазе - навалом.
Ну, или любую другую крепкую и ровную палочку.
Диаметр - 12-15 мм, длинна - 30-40 см, но так,
чтобы помещалась внутри бубна.
Палочка выскабливается от лака и краски,
с помощью того же скребка,
Шлифуется наждачной бумагой,
и натирается тряпочкой с репейным маслом.
Такая поверхность не будет слишком скользкая,
но, и не будет натирать пальцы.

Сделать мягкую ударную головку тоже просто:
Необходим мягкий, желательно,
натуральный, материал, например, драп, сукно,
Или, тонкий войлок.
Отрезается лента, шириной 5-7 см,
и длинной, около полуметра.
Один конец приклеивается к палке клеем момент,
и обматывается вокруг палки ровным цилиндром.
Второй конец ленты, так же фиксируется клеем момент.
Варьируя длину, ширину и плотность намотки,
можно сделать колотушку с заданными
параметрами по мягкости и весу рабочей части.
В завершение - мягкая голова колотушки
обтягивается кожей или замшей,
с помощью клея момент и ниток с иголкой.
Если не обшить - обмотка размотается при использовании.

Делать колотушки более сложной конструкции
стоит только тогда, когда вы освоитесь с простой,
и поймёте, какая колотушка понадобится в дальнейшем.

Всё выше изложенное - верно, но не полно.
Развитие темы изучайте в моей статье
«Шаманские Парадоксы/ шаманизм для чайников»
vk.com/ravitch?w=wall25426705_1815/all

И в моих материалах по, приложенным ниже, ссылкам.

Удачи всем, дерзнувшим самостоятельно сделать свой бубен.

Ваш Дима Равич.

@темы: бред